10:09 Страховой рынок России: влияние кризиса, перспективы развития | |
12 марта 2009 г. в пресс-центре издательства
«Известия» прошел деловой завтрак «Страховой рынок России: влияние
кризиса, перспективы развития», организатором которого выступила группа
компаний «Market Capital Solutions» (MARCS). Основным поводом встречи
стала презентация результатов маркетингового исследования, посвященного
изучению рынка страхования России с последующим обсуждением его
современного состояния и перспектив развития. Мероприятие посетили
представители десяти страховых компаний (Росгосстрах, СОГАЗ,
«Ингосстрах», «ГУТА-Страхование» и другие), а также журналисты
нескольких профильных и деловых СМИ.
В качестве экспертов выступили Константин Бергманн, независимый стратегический консультант страхового рынка России и СНГ, и Елена Бутарова, заместитель директора по маркетингу и продажам страховой компании «АИГ Лайф». Встреча началась с презентации результатов проекта MARCS. Вниманию собравшихся были представлены ключевые показатели, с которыми страховой рынок России закончил 2008 год. Темп роста страхового рынка по собранным премиям в 2008 году составил 22%. По выплатам – 29%. При этом наибольший объем выплат пришелся именно на II полугодие прошлого года. Наиболее емкий сегмент рынка страховых услуг (кроме ОМС) – страхование имущества, рост которого в 2008 г. по сравнению с 2007 г. составил 15%. Традиционно второе полугодие более продуктивно для сбора премий в сегментах ОМС, ОСАГО, страхование имущества, что обеспечивает рост всего объема премий по отношению к первому полугодию. Например, в 2007 г. он составил 16%, но в 2008 г. – только 1%. Сокращение объема собранных премий во II полугодии 2008 г. по отношению к I полугодию произошло в личном страховании и ОСАГО. Наибольший регресс продемонстрировало личное страхование (сокращение объема в 2 раза). Общий показатель уровня выплат во втором полугодии 2008 года заметно вырос – на 12% в целом для всех сегментов. Наиболее заметный рост уровня выплат оказался характерен для сегмента личного страхования – в 2,6 раза по сравнению с первым полугодием за счет серьезного сокращения объема премий. Одним из результатов количественного опроса, проводимого в 4 регионах России, стало выявление высокого уровня корреляции размера собираемых страховыми компаниями премий с уровнем спонтанной известности, как среди физических, так и среди юридических лиц (0,8). При этом СОГАЗ и «РЕСО-Гарантия», являясь лидерами рынка, отличаются заметно меньшей известностью по сравнению с прочими лидерами. Обратная картина у «Спасских ворот», «Югории» и МСК. Другим результатом полевого исследования стало выявление факта, что основными источниками получения информации для физических лиц при выборе страховой компании являются рекомендации знакомых и страховых агентов. При этом самое высокое доверие у потребителей (как юрлиц, так и физлиц) вызывают рекомендации друзей. Озвученные исследовательские данные обобщил Константин Бергманн: «За прошедшие годы страховые компании привыкли жить за счет огромного прироста – из года в год он составлял 20–40%. Рынок жировал, используя приходящие сегодня деньги отчасти для покрытия ответственности завтрашнего дня, отчасти для привлечения клиентов – с помощью выплат огромных вознаграждений». Но прогноз, составленный аналитиками MARCS на 2009 год, неутешителен – ожидается падение рынка минимум на 8%, до 490–510 млрд рублей (без учета ОМС). Наиболее ощутимые потери понесут сегменты страхования имущества, каско, добровольного медицинского страхования (ДМС) и страхования от несчастного случая или болезни. Елена Бутарова рассказала о положении дел в сегменте страхования жизни: «Страхованием жизни в России занимается пока еще очень малое число компаний, поэтому мы переживаем кризис немного легче, чем наши «старшие» братья». Хотя в молодости рынка тоже кроются проблемы: «Многие компании только что начали работать, они уже «потратились» – вложили достаточно серьезные инвестиции, чтобы заниматься этим бизнесом, а теперь вынуждены резать те самые инвестиции и частично закрывать офисы, так что они в непростом положении. Выжить можно, ведя четкий мониторинг и контроль расходов». Практический интерес вызвало предложение г-на Бергманна о путях борьбы с кризисными явлениями: «Она должна вестись в трех направлениях. Первое – это оптимизация кадрового состава. Хотя надо оговориться, что эта мера сама по себе абсолютно недостаточна. Проще всего уволить персонал и таким образом поправить свое финансовое положение, однако это не выход. Мы также обязаны заниматься оптимизацией всех видов издержек и внедрять экономные решения. И третья необходимая мера – это жесткая селекция страхового портфеля, выделение убыточных продуктов и их исключение». Свой подход к формированию страхового портфеля показали и аналитики MARCS, основываясь на анализе продуктовых портфелей топ-20 лидеров рынка страховых услуг. Также был поднят вопрос слияний-поглощений на страховом рынке. Так, в феврале текущего года сообщалось, что СОГАЗ включил в свой состав страховую группу «Шексна», о которой упоминалось в докладе MARCS («Шексна» некогда входила в топ-20 российских страховых компаний). Прогнозируется, что консолидация впредь будет активной, хотя, по замечанию Константина Бергманна, крупных сделок с участием иностранных инвесторов ожидать в этом году вряд ли стоит. В завершение делового завтрака представители ГК MARCS анонсировали начало следующей волны омнибусного исследования страхового рынка России. Это вызвало интерес у присутствующих страховых компаний, многие из которых выразили желание участвовать в проекте в качестве заказчиков и экспертов.
www.allinsurance.ru
| |
|
Всего комментариев: 0 | |
Наш опрос |
---|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Форма входа |
---|
Поиск |
---|
Календарь |
---|
Архив записей |
---|
Друзья сайта |
---|
|